Существуют следующие виды планирования воспитательно-образовательной работы:
1. Планирование организованной учебной деятельности.
- перспективно – тематический план на год по видам деятельности
- перспективно – тематический план организованной учебной деятельности на месяц согласно расписанию
- технологическая карта организованной учебной деятельности
2. Планирование воспитательной деятельности:
- циклограмма организации жизни и воспитания детей.
При составлении перспективно-тематического планирования необходимо учитывать педагогическую нагрузку каждого вида деятельности, сопоставлять с расписанием ОУД, следить за еженедельным чередованием видов деятельности.
1-36 часов (1 раз в неделю),
2-72 часа (2 раза в неделю),
0,5-18 часов (2 раза в месяц),
0,25-9 часов (1 раз в месяц),
0,75-27 часов (3 раза в месяц)
Министерством образования и науки Республики Казахстан рекомендованы следующие программы:
«Зерек бала», «Алғашқы қадам», «Біз мектепке барамыз»
С 2010 года разработаны и рекомендованы программы «Алғашқы қадам», «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз». С сентября 2013 года воспитательно-образовательный процесс в детском саду ведется в соответствии с Государственным стандартом дошкольного воспитания и обучения №1080. Для реализации требований ГОСО РК к планированию учебно–воспитательного процесса в детском саду, воспитатели должны реализовать задачи программ воспитания и обучения в детском саду и могут использовать учебно–методический комплекс к данной программе.
Для планирования организованной учебной деятельности (т.е. занятий) воспитателю необходимо составить перспективно – тематический план по видам деятельности. Данный план составляется 1 раз в год, с указанием темы занятия, количества часов, отведенных на данную тему, даты проведения и указанием литературы. Далее воспитатель составляет перспективно – тематический план на месяц, согласно расписанию занятий. В данном плане указывается день недели, образовательная область, к которому относиться вид деятельности, название вида деятельности, тема занятия, литература, с указанием страницы. Каждый день недели заполняется по расписанию занятий.
Технологическая карта – это алгоритм организованной учебной деятельности, обладающий высокой степенью воспроизведения этапов, управленческих действий воспитателя и деятельности детей, способствующий достижению результата процесса обучения и воспитания.
Технологические карты обеспечивают технологизацию педагогического процесса, помогают педагогу определить цели организованной учебной деятельности с позиции ожидаемого результата, предусматривают этапы деятельности.
Технологическая карта организованной учебной деятельности представляет собой план каждого вида деятельности, по расписанию занятий. В технологической карте указывается образовательная область, к которой относится вид деятельности, подобласть или раздел (название вида деятельности), тема занятия, цель занятия, материал к занятию, билингвальный компонент (т.е. слова к данной теме на казахском языке).
Далее составляется таблица со следующими графами: Этапы деятельности, действия воспитателя, действия детей. Этапы деятельности включают в себя 3 этапа:
1. Мотивационно–побудительный этап
2. Организационно–поисковый этап
3. Рефлексивно–корригирующий этап
На мотивационно–побудительном этапе педагог мотивирует детей, вызывает интерес к данному виду деятельности. Это может быть сюрприз, беседа, загадки, художественное слово, музыка и др. В графе «Действия детей» записывает предполагаемые действия детей.
Организационно – поисковый этап представляет собой ход занятия, где действия воспитателя, должны быть последовательны и взаимосвязаны между собой.
Рефлексивно–корригирующий этап – это своего рода итог занятия, где можно предложить детям различные виды деятельности по теме занятия. В конце педагог отражает ожидаемые результаты: то есть, что дети должны знать, о чем иметь представление и что уметь по окончанию занятия.
С сентября 2013 года согласно ГОСО введен вариативный компонент, который включает работу по тематической направленности дошкольной организации, экспериментальная работу, творческую работу педагогов, работу с одаренными детьми, работу по интересам детей и изучение иностранных языков, которая выходит за рамки организованной учебной деятельности. Вид деятельности, через который реализуется вариативный компонент должен планироваться: перспективно-тематический план, технологические карты каждого занятия.
Организация жизни и воспитания детей отражается в циклограмме. Циклограмма есть своего рода матрица, предусматривающая рациональное распределение детской деятельности в рамках недели в логике интеграции пяти образовательных областей на основе примерного распорядка дня (режима) и примерного распределения организованной учебной деятельности (сетки);
При организации педагогического процесса педагогам-воспитателям необходимо обязательно сопоставлять сетку организованной учебной деятельности и циклограмму деятельности для того, чтобы увидеть целостность и взаимосвязь двух направлений педагогического процесса, обусловленного интеграцией пяти образовательных областей.
Для составления циклограммы необходимо иметь:
- Игровой и дидактический материал к играм, серии развивающих и других игр,
- картотеку дидактических игр
- словесных игр
- сюжетно – ролевых игр
- подвижных игр
- картотеку прогулок
- картотеку дыхательных гимнастик
- серию развивающих игр
- комплексы утренних гимнастик
- утренние круги
В циклограмме реализуются те образовательные области, которые в течении дня не реализовались в организованной учебной деятельности. Циклограмма ведется в течении дня, согласно режима дня. Циклограмма включает следующие разделы:
«Здравствуйте, дети!» - утренняя гимнастика, утренний круг, игры дидактические, словесные, развивающие и игры по желанию детей. проектирование программы дня, трудовое поручение.
«Учимся, играя» - виды организованной учебной деятельности.
«Вместе на природу!» - прогулка, ознакомление с природой, труд на участке, подвижные игры, гигиенические и закаливающие процедуры
«Приятного аппетита» - обед, привитие культурно – гигиенических навыков
«Здоровый сон!» - слушание музыкальных произведений для спокойного сна
«Просыпаемся, пробуждаемся» - подъем детей после сна, дыхательные упражнения, оздоровительные процедуры.
«Ура! Игра!» - сюжетно – ролевые, творческие, развивающие, дидактические и другие игры, свободную самостоятельную деятельность детей.Здесь же может быть включено чтение детской литературы, просмотр познавательных мультфильмов.
«Скоро в школу» - индивидуальная работа с детьми в свободное время
«По труду и плоды!» - хозяйственно – бытовой труд в центрах активности
«До свиданья, детский сад!» - работа с родителями, индивидуальные беседы, консультации, домашние задания.
Примерное планирование одного дня в циклограмме организации жизни и воспитания детей
Образовательная область: «Познание», «Социум» ( в циклограмме указывается те области, которые не реализованы в учебной деятельности и соответственно подбираются игры и виды деятельности)
«Здравствуйте, дети!»
Утренний круг «Приветствие»
Цель: сплотить детей и создать атмосферу группового доверия.
І. Воспитатель обращается к ребенку с приветствием на казахском языке «Қайырлы таң, Аселя!». Ребенок отвечает на казахском языке «Қайырлы таң!». К следующему ребенку воспитатель обращается с приветствием на английском языке, ребенок отвечает на английском языке. Воспитатель обращается к детям с приветствием на русском языке: «Доброе утро, дети!». Дети взявшись за руки произносят:
«Доброе утро, солнце и птицы!
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Пусть каждый будет добрый, доверчивый,
Пусть доброе утро длится до вечера!». Дети улыбаются друг другу.
ІІ. Воспитатель задает детям вопросы на русском и казахском языке:
- Жылдың қай мезгілі?
-Какое сейчас время года?
- Назовите осенние месяцы?
- Күз айларын атап беріңдер.
- Күзде қандай өзгерістер болады?
- Какие изменения происходят в природе?
- Прочитайте стихотворение Е.Трутневой «Осень».
ІІІ. Воспитатель объявляет детям программу дня. Проводится деление детей на подгруппы.
Утренняя гимнастика комплекс № 1 (с 1 по 15 октября)
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек с чудесными загадками»
Цель: приобщать детей к устному народному творчеству, продолжать учить загадывать и отгадывать загадки, развивать мышление, память, воображение.
Свободные игры по желанию детей
Подготовка к организованной учебной деятельности
Трудовое поручение: кормление рыбок в аквариуме в центре Природы
дежурство в столовой:
«Учимся, играя!»
Организованная учебная деятельность:
«Вместе на природу!»
Прогулка: карточка № 1
Цель: формировать у детей представление об осенних изменениях в природе.
Художественное слово: стихотворение «Осень»
Пословицы и поговорки: «От осени к лету – поворота нету»
«В сентябре лето кончается, а осень начинается»
Приметы: Чем суше и теплее в сентябре, тем позднее зима наступит.
Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.
Трудовая деятельность: уборка участка от мусора
Цель: закрепить навыки работы с граблями, совком, веником
Подвижная игра: «Горелки с платком»
Цель: закреплять умение строиться в две колонны, учить выполнять правила игры. Развивать двигательную активность, ловкость, быстроту.
Гигиенические процедуры: прививать культурно – гигиенические навыки – учить правильному мытью рук с мылом.
«Приятного аппетита»
Обед. Игровое упражнение «Витамины наши друзья»
Цель: продолжать знакомить детей с полезными свойствами пищи, составляющих продуктах. Учить запоминать названия блюд.
«Здоровый сон» - прививать детям навыки самообслуживания: расправлять кроватки, аккуратно складывать покрывала, правильно одевать пижаму.
«Просыпаемся, пробуждаемся!»
Постепенный подъем детей после сна. Гимнастика пробуждения «Потягушечки».
Оздоровительные процедуры:
Дыхательная гимнастика «Дракон»
Цель: для нормализации работы аппарата внешнего дыхания.
Массаж ступней ног – хождение по дорожке из крышечек, ребристой доске.
Умывание лица и рук прохладной водой.
«Ура! Игра!»
Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Цель: продолжать знакомить детей с профессией продавца, с правилами поведения в магазине. Развивать интерес и уважение к профессии продавца.
Материал: деревянные весы, коробки от конфет, бутылочки от «Йогурта», «Растишки», фартук продавца, деньги.
Воспитатель предлагает детям обыграть ситуацию в магазине: обслуживание покупателей продавцом, упаковывание покупок, взвешивание товара, расчет. Воспитатель вместе с детьми проводит ролевое распределение.
Словесная игра: «Доскажи словечко»
Цель: учить детей подбирать слова по смыслу, по рифме. Воспитатель произносит начало стихотворения, дети заканчивают предложение.
Творческие игры:
«Расколдуй круг» - на развитие воображения
«Раскрась картинку» - упражнение в раскрашивании цветными карандашами
Свободная самостоятельная деятельность детей.
Просмотр мультфильма «Даша - следопыт»
Чтение детям сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
«Скоро в школу»
Индивидуальная работа: упражнять детей в порядковом счете от 1 до 10, упражнять в различении цифр от 1 до 5.
«По труду и плоды»
Хозяйственно–бытовой труд в центре Природы
Цель: учить детей ухаживать за цветами – поливать, рыхлить, опрыскивать. Закрепить названия цветов в уголке Природы.
«До свиданья, детский сад!»
Работа с родителями: анкетирование родителей по посещению ребенком кружка танцев, изостудии, английского языка.
Свободные игры детей.