«Готовы ли к школе… родители?»
Тренинг для родителей подготовительной группы
подготовила и провела педагог–психолог
Кравченко Ольга Валентиновна
ГККП «Детский сад №3»
г. Акколь
"Воспитание - это наука,
обучающая наших детей
обходиться без нас"
Э.Легуве
Упражнение «Ассоциации».
Родителям предлагается написать или нарисовать на листе первую ассоциацию, которая им приходит им в голову при слове «Школа».
Пожеланию родители рассказывают о своих ассоциациях. Часто упражнение выявляет негативные ассоциации со словом «школа»: «опять двойка», «стою у доски и не знаю, что ответить», «кричащий учитель», «спрятанный дневник».
Психолог подводит итог, какую эмоциональную окраску имеют ассоциации родителей, побуждая их задуматься, не переносят ли они на детей груз своих негативных переживаний.
Беседа о необходимости формировать у детей объективный образ школы.
Подчас родители стараются создать эмоционально однозначный образ.
Одни говорят о школе исключительно восторженно («Отличником будешь!», «В школе появятся новые друзья»); тогда в будущем ребёнок, столкнувшись в школе с негативными переживаниями, даже самыми незначительными, может разочароваться и даже потерять интерес к учёбе.
Другие родители заранее готовят детей к неудачам («В школе тебе ещё покажут!», «Ты не справляешься с заданием, тебе в школе ещё трудней будет!»), такое поведение приводит к развитию у ребёнка страха перед школой и неуверенность в себе.
Что делать???
Рекомендации родителям:
- Привить ребёнку эмоционально спокойное, позитивное отношение к школе;
- Вызывать интерес к учебной деятельности: покупать иллюстрированные энциклопедии, просматривать познавательные телепередачи и пр.;
- Читать рассказы, смотреть кинофильмы о детях, которые хотят учиться;
- Подружиться с детьми, которые успешно посещают школу;
- Развивать у ребёнка уверенность в себе.
Психологический тренинг.
Родителям предлагается разделиться на пары. Один играет роль ребёнка принёсшего тетрадку с неудачно написанными буквами или цифрами, а другому его родителя.
Родитель рассматривает тетрадь, у него меняется выражение лица, поза, он что-то говорит.
Родителям предлагается обратить внимание на то, какие именно слова будут сказаны ребёнку, какие используются жесты, выражение лица.
Существует ли у вас привычные реакции в подобных ситуациях?
Поразмыслите над тем, какой эффект (уверенность в своих силах, чувство тревоги, утрата желания идти в школу, чувство вины, неверие в свои силы) могут вызвать следующие высказывания:
- Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, в следующий раз будет ещё лучше;
- Если ты нарисуешь ещё лучше, я буду любить тебя ещё сильнее;
- Учись так, чтобы мне за тебя не приходилось краснеть;
- Ты, наверное, будешь двоечником.
Психолог рассказывает об эмоциональной готовности детей к школе.
В конце встречи родителям предлагается стенгазета с их школьными фотографиями и высказываниями детей на тему «Моя школьная жизнь».
«Пройдёт совсем немного времени и наши дороги разойдутся, но в памяти у нас останется одно на всех прекрасное дошкольное детство наших детей».
С. Харрисом: "Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".